Евгений Киндинов

Движущиеся картинки
26 Февраль 2013
Звезды Кино, Русские фильмы

Предыдущая статья:

Следующая статья:

Евгений КИНДИНОВ
Родился в 1945 году.
Народный артист России,
ведущий актер МХАТа
под руководством О. Табакова.
Снимался в фильмах:
«Вас ожидает гражданка Никанорова»,
«Приключения принца Флоризеля»
«Старые стены»,
«Золотая мина» и др.

После выхода на экраны «Романса о влюбленных» Евгений Киндинов уже мог не сниматься. По большому счету, было незачем. Разве что для поддержания штанов — в творческом и бытовом смысле. Все равно ни повторить, ни тем более перекрыть успех двух предыдущих ролей было невозможно. И вопрос не в творческом потенциале артиста — тут-то как раз все в порядке, — а в том, что господин Киндинов показал нам два самых главных лика любви. Любовь неспешную, ненавязчивую, как музыка — лаунж, под которую можно есть, работать, общаться с друзьями и праздновать дни рождения. И любовь инфернальную, всеобъемлющую, как несущаяся с гор лавина, в присутствии которой есть, работать, общаться с друзьями и праздновать дни рождения становится невозможно. После этих ролей он оказался в положении актера, сыгравшего Люцифера, а пару лет спустя — Всевышнего. Что дальше играть — непонятно. А играть он мог.
На его лицо страшно смотреть в тот момент, когда Танечка, героиня Елены Кореневой, объясняет: «Ты погиб. Я ушла к тебе! Девушка ждала, не дождалась и умерла. Здесь мой дом, мой муж, я уже другая. Той — нет…» Лицо корчится от непонимания: как так — погиб? Вот же я, живой. И вот любимая, живая. Куда же девалась любовь? Еще страшнее смотреть на Киндинова и слушать его трагедийный монолог: «Что за наважденье? Все острят, какой-то бред! Все каркают! Все хоронят! Где я был? Гулял? Я долг свой исполнял, и я его исполнил! Так в чем же логика? Где жизнь и смерть? Все опрокинулось! Понабежали псы-брехуны, воронье: «Она ждала, не дождалась и умерла». А я им так скажу: плевать на них, на всех. На их нытье и карканье. На вой, на визг! Я жив, и я люблю!» Мурашки по коже. А человек, не видевший фильм, почитает этот монолог и пожмет плечами: ну точно бред. Наверняка попросит рассказать, в чем тут дело. А как рассказать? Евгений Арсеньевич, какими словами вы бы рассказали о «Романсе для влюбленных» молодому парню или девушке, которые не смотрели картину? Я не имею в виду сюжет — он довольно расхожий. О чем отот фильм?
О любви, которая встречает на своем пути препятствия. О том, что жизненные обстоятельства иногда непреодолимы, они разрушают чувства. Двое влюбленных не мыслят себе жизни друг без друга, рвутся навстречу, и в этом бешеном потоке чувств натыкаются на преграды. Трагическая ситуация: люди любят друг друга, никто не виноват, и тем не менее любовь разрушена. Но жизнь же не кончается. Она, жизнь, настолько разнообразна, что предлагает нам разные варианты для выживания. И та женщина, с которой в финале картины связывает свою судьбу главный герой, совершенно не заменяет его возлюбленную. Практически любому молодому человеку или девушке попадаются на жизненном пути очень серьезные экзамены, я бы даже сказал, драматические ситуации, и надо уметь их переживать, идти дальше. Вот сегодня мы с вами открываем газеты и удивляемся количеству самоубийств среди молодежи — не знаю, как у вас в Украине, а у нас в России полно таких сообщений в прессе. Причем чаще накладывают на себя руки не девушки, а ребята в возрасте от четырнадцати до двадцати лет. Ну, о причинах этого явления можно говорить долго и находить разные объяснения, но видите, насколько для молодых людей важны их проблемы? А ведь большинство молодежных суицидов связано с тем, что любовь не складывается. И все, для них это серьезный приговор. Настолько серьезный, что они даже решают распрощаться с жизнью, если не получается так, как мечтается! Вот вопрос: так что же это за штука такая — любовь, если человеку легче перестать жить вообще, чем жить без любви?
А мне кажется, финал ясно дает понять: картина о том, что даже единственным и неповторимым возлюбленным находится замена. Горько и банально: любили взахлеб, а потом — пожалуйста, взаимозаменяемость, компромисс. Как иронизировал поэт: «А счастье было так возможно! И так возможно, и вот так…»
Не-ет, какая же взаимозаменяемость? Тут я с вами готов спорить, извините. Картина не о компромиссе, а о способности выжить даже в тех обстоятельствах, когда жить не хочется. Мой герой Сергей любил Таню так, что без нее жизни не видел. И тем не менее его жизнестойкость позволила ему сохранить себя. А что делать? Ну скажите мне, что делать в такой ситуации? Не хоронить же себя заживо! Вы знаете, что «Романс» — это по жанру не драма и не мелодрама, а трагедия? Помните определение трагедии по Аристотелю? Когда герой гибнет, а виноватых нет. Вот этим трагедия отличается от драмы. В драме всегда есть негодяй или негодяйка, которые все делают для того, чтобы положительные герои оказались на грани выживания. А в трагедии виновников нет. Кроме обстоятельств.
Вот! Я поняла, почему мне так мучительно пересматривать этот фильм. Психологи твердят: боритесь с обстоятельствами — и обязательно одержите победу. И я сама так считаю. Ну, разумеется, есть необратимые события, с которыми не поспоришь. Но в ситуации «Романса» по-другому. В конце концов, все ведь живы. И влюбленные живы. А любовь умерла. Да не умерла она. А если и умерла, то лишь затем, чтобы остались в живых люди. Бывает так, что кому-то надо умереть: либо человеку, либо чувству, иначе сосуществовать им невозможно. Так и в «Романсе». Таня же не виновата, что получила повестку о смерти Сергея. Могла ли она предположить, что он остался жив?! И чтобы не умереть самой, ей пришлось меняться, приспосабливаться к обстоятельствам. Возможно, вы упрекнете меня в излишнем рационализме. Как вам сказать, чтобы вы поняли? Я старше вас. Намного. И я думаю, что жизнь дороже чувств. Я считаю, что жизнь — это уже само по себе огромное счастье, дарованное свыше. И надо жить, невзирая на боль. А уж на мелкие промахи и неудачи, которые часто портят нам настроение, и вовсе обращать внимание грех. Когда прочитали сценарий, сразу согласились сниматься? Меня пробовали на другую роль, ту, что потом Саша Збруев сыграл — мужа Тани. И утвердили, кстати. Я ведь по возрасту не подходил для главного героя — в фильме он мальчишка восемнадцатилетний, в армию идет. А мне под тридцать. Кончаловский пробовал на роль Сергея многих молодых ребят, но все никак не находил того, кого нужно. И однажды решил посмотреть, получится ли у меня сыграть Сергея. Получилось, и меня тут же утвердили на главную роль. Было очень трудно сниматься, мне не хватало опыта, мастерства, я буквально вытаскивал себя за волосы. Картину не зря назвали экспериментальной: новые ходы, новые изобразительные средства. Чего стоит один только прием игры с цветом. когда герой возвращается домой, узнает, что невеста больше его не любит. вышла замуж за другого, и изображение из цветного становится черно-белым. Жизнь без любви превратилась для него в тусклую черно-белую схему. Без красок, без радости. А у вас были бесцветные, черно-белые кадры в жизни? Да. Я сожалею, что нередко делал неправильный выбор в профессии, снимался в тех фильмах, за которые сегодня неудобно. По молодости горячился, был не очень требователен к себе и к материалу. У меня больше тридцати картин, но названий половины вы и не знаете. И хорошо, что не знаете. А с другой стороны, актеру нужно сниматься, чего же тут стыдиться? Был непростой период, когда я совсем перестал сниматься. Потом я долго и тяжело болел. Выжил. Началась перестройка, отодвинула на обочину многих моих товарищей по поколению. В сериалах сниматься не хотел, там требования совершенно другие, чем в кино. А мне не хотелось снижать уровень работы. Хорошо, хоть моя театральная деятельность не прерывалась. А сегодня согласились бы сыграть за приличные деньги в сериале или фильме низкого качества? Нет. Я солидарен с Раневской, которая считала, что сняться в плохом фильме — это плюнуть в вечность. Да и нехватка денег — это же не состояние кошелька, а состояние души. Когда дочка была маленькой, актерской зарплаты не хватало, мне пришлось какое-то время грачевать, заниматься частным извозом. Ничего страшного. Я снимался в средненьких картинах не для того, чтобы заработать, а чтобы не выпасть из профессии. Знаете, какой индикатор сигналит, картина удалась или так себе? Письма зрителей. Никогда не забуду, какие исповеди в конвертах мне присылали, какие потрясающие истории о первой любви я читал после «Романса». Или вот во Владивостоке на улице ко мне подошел мужик, бывший десантник. В глазах слезы, голос дрожит. Говорит: «Спасибо вам, мы с ребятами ваш фильм раз сто смотрели!» После такого на душе сразу теплее. Как думаете, в чем секрет неувядающего успеха этой картины?
У каждого человека, где бы он ни жил, как бы ни был образован, в каких бы условиях ни воспитывался, существует некий лирический идеал: это его представления об отношениях мужчины и женщины, о чувственном восприятии мира. Этот идеал вой сигнальной системой. Нужно, чтобы лирические идеалы режиссера и актеров совпали с идеалами, которые хранят внутри себя, не выражая словами, зрители. Вот что, мне кажется, произошло с «Романсом». В финале картины уже женатого на другой женщине Сергея напутствуют разные мудрые женщины. Пожилая соседка Зинаида Прохоровна произносит умиротворяющим тоном: «Живите хорошо, дружно: у тебя жена, дом, семья. Теперь ты отец, все болячки в кулак зажми, Сережа. У тебя — дитя». Что ж, кроме этой незамысловатой мудрости, ничего от космической любви не осталось?! А разве этого мало? У нас вот с женой очень долго — восемнадцать лет — не было детей. Потом мы встретились с одним художником и его супругой. Они посоветовали нам искупаться в целебном роднике. Мы туда поехали, покупались. И вскоре у нас родилась Даша. Знаете, какое это счастье — желанный ребенок? Да еще поздний. Это правда, что поздние — необычные дети, талантливые. Я в этом убеждаюсь уже двадцать лет. Дочка учится на четвертом курсе МГИМО, факультет международного права. Способная, тонко чувствующая девочка. А кто ваша жена? Галина Киндинова — актриса МХАТа, кстати, родом из Киева. Мы познакомились, когда еще были студентами. С тех пор не расстаемся. Журналисты часто спрашивают: «Как это вам удалось сохранить брак, у вас ведь такое количество поклонниц было!» Словно счастье в семье зависит от количества поклонниц. Ну да, мне письма на киностудию приходили мешками. Со студии звонили: «Евгений Арсеньевич, придите, заберите свои мешки». Но тумана в глазах и в голове не появилось. В наших с Галей отношениях есть доминанта, она перевешивает все соблазны, все неурядицы. Женщина должна излучать ауру покоя, тогда и мужчине рядом с ней спокойно. Понимаете, когда жена становится самым родным и нужным человеком, а семья — самым важным, что у тебя есть, не то что на поклонниц, а вообще на внешний мир как-то меньше внимания обращаешь. У меня и друзей-то почти нет. Вы преподавали в ВГИКе. Наверняка доводилось слышать мнение студентов о картине. Что говорили?
Одни студенты выражали восхищение, другие молчали. Так ведь и тридцать лет назад не все поняли и приняли этот непростой фильм. Когда однокашники Дарьи узнали, что она дочь того самого артиста, что сыграл в культовом фильме 70-х, они посмотрели картину. И потом делились впечатлениями. Оказалось, что современные девушки и ребята очень эмоционально приняли фильм. Девчонки плакали, мальчики сильно переживали. Я помню, как Даша впервые посмотрела фильм. Распахнутые глаза, слезы текут по липу. Она поначалу больше почувствовала, чем поняла. Повзрослела — поняла больше. Конечно, в фильме много примет времени, ведь действие происходит в Советском Союзе периода крутого застоя. Но они не отвлекают, они не важны. Пускай там по улицам ездят «Победы» и «Москвичи», а сегодня — иномарки, но что это меняет в духовной составляющей картины? Она, к счастью, не устарела. Представьте, что сейчас снимают продолжение «Романса». Как вы думаете, что это будет за фильм? Мелодрама, в которой Сергей Никитин будет бороться за любовь, пытаться вернуть Таню? Или «бытовуха»: главный герой сломлен, спивается, а его бывшая невеста подурнела, обабилась? Сладкий сироп, рождественская история с умилительными совместными прогулками семей главных героев? Непростой вопрос. Мне кажется, мой герой не сломлен. Жизненный сюжет жестокий, но он Сергея не раздавил. Если уж он нашел в себе силы жить дальше, он будет жить хорошо. Во всяком случае, жена его будет довольна мужем, а дети — отцом. Но я не имею в виду, что он превратится в серенького скучного обывателя. Он слишком талантлив, чтобы стать посредственностью. Понимаете, так любить, как любят герои «Романса», — это особый дар, талант. Человек, которому Богом дано ТАК любить, не может быть посредственностью никак. Многие ли способны на такие чувства? Нет. Сколько вокруг ходит людей, не знающих, что это такое — любовь? Им совсем мало лет, а у них уже тухлый глаз, они ничего не чувствуют. Это бездари, несчастные люди, полагающие, что физиология может заменить порыв души. А что физиология? Она как была первобытной, так и осталась. Она может быть лишь частью чего-то, а вот чего именно — для многих неясно. Людям, наделенным даром любить, можно и нужно завидовать. Они незаурядны. И еше очень ценен талант переплавки чувств высочайшего накала в спокойный семейный комфорт. Знаете, когда поначалу о своей любви хочется кричать, а спустя десять-пятнадцать лет — просто тихо улыбаться оттого, что вам хорошо вместе. Многие артисты сердятся, когда их воспринимают как исполнителей одной-двух ролей. А вы?
Знаете, в нашей профессии, как в сказке: чем дальше, тем страшнее. Чем больше работаешь, тем больше хочется. Это же не профессия, это биологическая потребность. Поэтому артисты и говорят: мало, мало, мало. Хватаются за все. А потом смотришь на пройденный путь с высоты лет, и хочется видеть только то, что не стирается из памяти — ни из собственной, ни из чужой. Как один умный человек сказал, жизнь — это не то, что ты прожил, а то, что ты помнишь. Вот эти мгновения и есть на самом деле жизнь. Смотрю на титры некоторых картин, вспоминаю: «Ой, это же я в ней играю. А что я там делаю?» Не помню. И я счастлив, что меня связывают, прежде всего, с «Романсом о влюбленных» и «Городским романсом». Не у каждого артиста есть такие воспоминания. Евгений Арсеньевич, актеры и режиссеры сейчас много пишут. Не подумываете выпустить книгу? Нет. Не чувствую необходимости. Да и работы много. Преподаю в Школе-студии МХАТ, в театре готовлюсь к премьере. Моя дочка однажды сказала: «Пап, знаешь, какие люди мне нравятся? У которых глаза блестят!» Надеюсь, мои глаза еще не погасли.

455035479

Предыдущая статья: Следующая статья:
На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Свежие записи
Движущиеся картинки © 2017 ·   Войти   · Наверх
Яндекс.Метрика